Нормативно-правовые акты принятые Узбекским агентством автомобильного и речного транспорта

Об утверждении инструкции по изготовлению, учету, заполнению и обработке путевых листов, товарно-транспортных накладных для грузовых автомобилей перевозчиков

Об утверждении инструкции по изготовлению, учету, заполнению и обработке путевых листов, товарно-транспортных накладных для грузовых автомобилей перевозчиков
ПРИКАЗ
НАЧАЛЬНИКА УЗБЕКСКОГО АГЕНТСТВА АВТОМОБИЛЬНОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ, УЧЕТУ, ЗАПОЛНЕНИЮ И ОБРАБОТКЕ ПУТЕВЫХ ЛИСТОВ, ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНЫХ НАКЛАДНЫХ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПЕРЕВОЗЧИКОВ
(Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 26, 312 ст.)
[Зарегистрирован Министерством юстиции Республики Узбекистан 2 июля 2004 г. Регистрационный № 1382 ]

На основании постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 марта 2004 года № 118 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта» и в целях оказания практической помощи автомобильным перевозчикам, независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, занятых на перевозках грузов в условиях рыночной экономики, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую «Инструкцию по изготовлению, учету, заполнению и обработке путевых листов, товарно-транспортных накладных для грузовых автомобилей перевозчиков».
2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней с момента его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
Начальник Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта А. АБДУВАЛИЕВ
г. Ташкент,
3 июня 2004 г.,
№ 83
УТВЕРЖДЕНА
приказом Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта 
от 3 июня 2004 года № 83
ИНСТРУКЦИЯ
по изготовлению, учету, заполнению и обработке путевых листов, товарно-транспортных накладных для грузовых автомобилей перевозчиков

Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об автомобильном транспорте», постановлением Кабинета Министров от 10 марта 2004 года № 118 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта» и определяет порядок изготовления, учета, заполнения и обработки путевых листов и товарно-транспортных накладных для грузовых автомобилей перевозчиков на перевозки грузов автомобильным транспортом и является обязательной для применения при транспортировке грузов.
Настоящая Инструкция распространяется на юридические лица, занятые на перевозках грузов автомобильным транспортом, независимо от их ведомственной принадлежности.
Глава I. Основные понятия (термины)

1. В настоящей Инструкции применяются следующие основные понятия:
автомобили общетранспортного назначения — автотранспортные средства, при помощи которых оказываются услуги по перевозке грузов отраслей народного хозяйства и населения;
водитель-экспедитор — представитель перевозчика, осуществляющий по согласованию с заказчиком выполнение транспортно-экспедиторских операций по приему, сопровождению и сдаче грузов;
груз — товар, находящийся в процессе перевозки;
груз нетоварного характера — груз, по которому не ведется складской учет в пунктах грузоотправителя (грузополучателя) как товарно-материальных ценностей (мусор, снег, грунт в отвал и др.);
грузовое место — условная единица груза для принятия его для перевозки или сдачи грузополучателю при осуществлении погрузки или разгрузки автотранспортного средства;
грузоотправитель — юридическое или физическое лицо, выступающее от имени собственника груза или являющееся собственником груза по договору перевозки и указанное в качестве отправителя в перевозочных документах;
грузополучатель — юридическое или физическое лицо, уполномоченное на получение груза и указанное в сопроводительных документах на груз;
грузопункт — место концентрации грузов;
договор о перевозке грузов — двухстороннее соглашение между перевозчиком, грузоотправителем или грузополучателем, являющееся юридическим документом, которым регламентируются объем, срок и условия перевозки грузов, права, обязанности и ответственность сторон относительно их соблюдения;
заказ на перевозку грузов — документ, который дает грузоотправитель (грузополучатель) перевозчику на доставку обусловленной партии грузов в согласованные сроки в соответствии с заключенным договором;
заказчик — грузоотправитель, грузополучатель, экспедитор, обратившийся с заявкой на выполнение транспортных услуг;
Инкотермс — международные правила торговых терминов, установленные Международной торговой палатой и обозначающие международные торговые условия, связанные с погрузкой, транспортировкой, разгрузкой и страхованием товаров;
маршрут — предварительно разработанный, наиболее рациональный путь движения автомобильного транспорта между грузопунктами;
объем перевозок — количество груза, заявленного грузоотправителем и принятого перевозчиком для доставки получателю (в тоннах);
принятие груза — предоставление грузоотправителем подготовленного для отправки груза и товарно-транспортных документов перевозчику со следующей погрузкой на автотранспортное средство и оформление документов о принятии груза перевозчиком для отправки;
прицеп — транспортное средство, служащее для перевозки грузов, буксируемое автомобилем и не имеющее собственного источника энергии;
полуприцеп — разновидность прицепа, часть полной массы которого передается на седельный тягач через седельно-сцепное устройство;
путевой лист — юридический документ установленного образца для определения и учета работы автомобильного транспортного средства. Путевой лист всесторонне характеризует работу автомобиля и водителя с момента их выезда из места расположения и к возврату;
сдача груза — предоставление грузополучателю перевозчиком груза согласно товарно-транспортному документу со следующей разгрузкой и оформлением документов об его передаче грузополучателю;
седельный тягач — автомобиль, предназначенный для буксировки полуприцепа;
товарно-транспортная документация — комплект юридических документов, на основании которых осуществляются оформление и учет хозяйственных операций по:
1) принятию, передаче, перевозке и сдаче груза;
2) выполненным автотранспортным работам и услугам, а также служит подтверждающим первичным учетным документом при расчете за автотранспортные работы и услуги;
товарно-транспортная накладная — единая для всех участников транспортного процесса форма первичного документа, которая предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей на пути их перемещения на автомобилях обще- транспортного назначения. Товарно-транспортные накладные являются составной частью товарно-транспортной документации;
транспортная услуга — перевозка грузов и комплекс вспомогательных операций, которые связаны с доставкой грузов автомобильным транспортом;
франко — в коммерческих операциях условия поставки продукции, в соответствии с которыми потребитель освобождается от расходов по доставке грузов (погрузка, транспортировка, выгрузка) в связи с их включением в цену товара.
Глава II. Общие положения

2. Бланки товарно-транспортных накладных (ТТН) и путевых листов являются бланками строгой отчетности и характеризуют работу автотранспортных средств, осуществляющих перевозки грузов.
3. Изготовление бланков производится в типографиях Республики Узбекистан по заказам перевозчиков в количестве, удовлетворяющем потребность в них.
Бланки ТТН и путевых листов обязательно должны иметь учетную серию и порядковый номер.
4. Бланки ТТН и путевых листов хранятся на складах перевозчика наравне с другими бланками строгой отчетности и по мере потребности выдаются бухгалтерией под расписку лицу, ответственному за эксплуатацию автотранспорта (заведующему гаражом, начальнику отдела эксплуатации, диспетчеру).
5. Перевозчики обязаны установить контроль над использованием бланков ТТН и путевых листов и вести их учет в соответствии с действующими инструкциями о порядке учета использования бланков строгой отчетности.
6. Перевозчики, которые занимаются городскими и пригородными перевозками, а также осуществляют перевозки грузов для нужд своего производства, оформляют ТТН в соответствии с типовой формой № 1-т согласно приложению № 1.
Перевозка грузов в междугородном сообщении осуществляется при наличии оформленных ТТН в соответствии с типовой формой № 2-тм согласно приложению № 2, в международном сообщении — в соответствии с типовой формой СМR согласно приложению № 3.
7. ТТН на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется в установленном порядке грузоотправителем в четырех экземплярах отдельно на каждую поездку на имя каждого грузополучателя, из которых:
первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей;
второй экземпляр предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза и сдается водителем грузополучателю;
третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются перевозчику. Третий экземпляр служит основанием для расчетов с плательщиком-заказчиком автотранспорта и прилагается к счету за перевозку. Четвертый экземпляр служит основанием для учета транспортной работы, начисления заработной платы водителю и прилагается к путевому листу.
8. По грузам нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера и взвешивания, ТТН выписывается в трех экземплярах:
первый экземпляр прилагается к счету и служит основанием для расчетов перевозчика с грузоотправителем;
второй — служит основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу;
третий экземпляр остается у грузоотправителя и служит основанием для учета выполняемых объемов перевозок.
9. Перевозки однородных грузов от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя на одно и то же расстояние при условии обеспечения сохранности груза могут оформляться одной ТТН суммарно на всю работу, выполненную автомобилем в течение смены.
10. Перевозка грузов автомобильным транспортом за наличный расчет осуществляется по путевому листу с приложением к нему квитанции (приходного ордера) на оплату транспортных услуг.
11. На всех видах перевозок грузов, выполняемых грузовым автотранспортом, независимо от условий оплаты за его работу, грузоотправителям запрещается предъявлять, а перевозчикам принимать к перевозке грузы, не оформленные ТТН.
12. ТТН на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов, необходимых для полноты и правильности проведения расчетов за работу автотранспорта.
13. При недостаточности строк в разделе «Сведения о грузе» ТТН форм № 1-т и № 2-тм для заполнения большого количества наименований и характеристики отпускаемых товарно-материальных ценностей к ТТН прилагаются сопроводительные первичные учетные документы (счет-фактура, товарная накладная или другие формы).
В этих случаях в данном разделе ТТН указываются наименование, номер и дата сопроводительных документов, без которых ТТН считается недействительной.
14. При определении объема перевозимого груза группой автомобилей по согласованию сторон заказчик оформляет и выдает перевозчику ТТН на весь объем выполненной работы. В этом случае учет работы каждого автомобиля в отдельности осуществляется перевозчиком.
15. Путевые листы подразделяются на четыре вида, из которых:
а) типовая форма № 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов на условиях оплаты работы водителя по сдельным расценкам договорных тарифов на перевозки грузов автомобильным транспортом согласно приложению № 4;
б) типовая форма № 4-п (повременная) применяется при выполнении работы автомобилем по перевозке грузов на условиях оплаты за работу автомобиля по повременным договорным тарифам согласно приложению № 5;
в) форма № 4-м (междугородная) применяется при выполнении работы грузовым автомобилем по перевозке грузов в междугородном сообщении в соответствии с положениями об организации междугородных автомобильных перевозок грузов согласно приложению № 6.
На лицевой стороне этой формы путевого листа наносится полоса красного цвета с типографской надписью «междугородные перевозки»;
г) форма № 1 (международная) применяется при выполнении работы грузовым автомобилем по перевозке грузов в международном сообщении согласно приложению № 7.
16. Путевые листы выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы.
На более длительный срок при междугородных и международных перевозках грузов путевые листы формы № 4-м и № 1 выдаются только в случае, когда водитель выполняет перевозки в течение более суток. Выдаваемый путевой лист обязательно должен иметь штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.
Перевозчикам, независимо от их организационно-правовых форм, выпуск грузовых автомобилей на линию без путевого листа утвержденной формы категорически запрещается.
17. Должностные лица, ответственные за оформление ТТН и путевых листов, несут персональную ответственность за достоверность указанных в этих документах данных, составляют и сдают месячный отчет о расходе бланков в бухгалтерию.
18. Исправления и помарки в ТТН и путевых листах не допускаются.
19. Работники, виновные в причинении предприятию ущерба в результате искажения данных, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством Республики Узбекистан.
20. Заполнение реквизитов товарно-транспортных накладных и путевых листов производится последовательно в соответствии с настоящей Инструкцией.
Глава III. Заполнение и обработка товарно-транспортных накладных на перевозку грузов автомобильным транспортом
§ 1. Заполнение товарно-транспортной накладной у грузоотправителя

21. Заполнение ТТН формы № 1-т у грузоотправителя производится:
лицом, ответственным за отпуск груза (работником отдела сбыта, работником отдела снабжения);
материально-ответственным лицом, производящим отпуск товаров (заведующим складом, кладовщиком);
работником, ответственным за правильность применения цен и других финансовых данных товарного раздела ТТН.
В зависимости от специфики процесса отгрузки товаров у грузоотправителей, функции ответственного за отгрузку, материально-ответственного за отпуск ценностей и ответственного за проведение погрузочных работ, могут быть возложены на одно и то же лицо, которое в соответствующих графах ТТН подтверждает своей подписью и штампом достоверность данных, указанных в ТТН.
22. В бланках ТТН грузоотправитель обязан заполнить следующие реквизиты:
а) в заголовочной части накладной:
указать дату выписки ТТН (число, месяц, год);
в строке «Автомобиль» записать марку и государственный номер автомобиля, прибывшего под погрузку;
в строке «К путевому листу № ________» записать номер путевого листа;
в строке «Перевозчик» — на основе предъявленного водителем путевого листа записать наименование перевозчика, на подвижном составе которого производится перевозка груза;
в строке «Водитель» указать фамилию и инициалы водителя;
в строке «Заказчик (плательщик)» записать наименование организации, производящей оплату транспортной работы по данной ТТН;
в строках «Грузоотправитель» и «Грузополучатель» записать наименование организаций, производящих соответственно отгрузку (списание) и получение (оприходование) перечисленных в документе товарно-материальных ценностей;
в строках «Пункт погрузки» и «Пункт разгрузки» записать соответственно адреса пунктов погрузки и разгрузки;
в строках «Прицепы» записываются государственные номера прибывших под погрузку прицепов;
б) в разделе «Сведения о грузе»:
в графах с 1 по 6 заполнить данные о наименовании и количестве каждого в отдельности вида товарно-материальных ценностей, отгружаемых грузополучателю, а также их стоимость.
При перевозке грузов в контейнерах:
в графе 2 указать «Контейнеры», их номера и количество;
оформить прилагаемые к ТТН согласно пункту 13 настоящей Инструкции сопроводительные документы, по которым ведется складской, оперативный, бухгалтерский учет и производится оприходование и списание товарно-материальных ценностей.
В этих случаях графы 1, 3, 4, 5 и 6 раздела «Сведения о грузе» ТТН не заполняются.
В свободных строках указанных граф записать названия сопроводительных документов, номера и даты их выписки;
в строке «Всего отпущено на сумму» записать прописью стоимость отгруженных товаров;
в строке «Отпуск разрешил» указать должность лица, ответственного за отгрузку товарно-материальных ценностей, которое своей подписью удостоверяет правильность сделанных записей и разрешает произвести отправку груза грузополучателю;
в графе 7 «С грузом следуют документы» записать номера и наименования документов, прилагаемых к ТТН (железнодорожных накладных, сертификатов, удостоверений, свидетельств). Указанные документы водитель-экспедитор обязан принять и передать вместе с грузом грузополучателю;
в графе 8 «Вид упаковки» записать сокращенно вид тары, в которой перевозится груз (например: «ящ.», «корз.», «боч.», «пак.»). При предъявлении к перевозке неупакованного груза указать сокращенно «н/у»;
в графе 9 «Количество мест» записать количество мест отдельно по каждому из приведенных в графе 1 наименований груза и по каждому виду упаковки.
При перевозке грузов в контейнерах в этой графе указать количество контейнеров.
При перевозке грузов пакетами на поддонах указать количество пакетов.
При перевозке грузов навалом, насыпью или наливом внести соответствующую запись и количество мест не указывать;
При перевозке грузов нетоварного характера в ТТН формы № 1-т графы 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 не заполняются.
Перевозка грузов и все записи, произведенные в ТТН, подтверждаются одной подписью грузоотправителя в строке «К перевозке сдал» и подписью водителя в строке «Принял водитель-экспедитор»;
в графе 10 «Способ определения массы» записать — каким способом определена масса груза.
При взвешивании груза на весах должен быть указан тип весов («тов. весы», «автовесы»). Если вес груза определен по стандарту, замеру или расчетным путем, то в графе производится соответствующая запись;
в графе 13 «Масса брутто, тонны» записывается масса груза, тождественная указанной в строке «масса (брутто)» в товарном разделе ТТН. Масса проставляется в тоннах с точностью до 0,01 тонны по видам наименований перевозимых грузов и общая масса груза;
при перевозке грузов по талонам и оформлении нескольких ездок с грузом одной ТТН в строке «Количество ездок» указать общее количество выполненных ездок.
23. В транспортном разделе ТТН в строках, отражающих прием-передачу груза между водителем-экспедитором и материально-ответственным лицом, производящим отпуск товаров, указываются образец (или номер) оттиска пломбы (при перевозке груза в контейнерах, цистернах и т. п. под пломбой), которой произведена опломбировка груза, общее количество мест груза или количество контейнеров (прописью), общая масса сданного для перевозки по данной ТТН груза в тоннах с точностью до 0,01 тонны (прописью):
а) в строке «Сдал» записываются должность, фамилия, имя, отчество представителя грузоотправителя, выдавшего груз к перевозке. Подписью этого представителя в той же строке и штампом предприятия-грузоотправителя удостоверяется правильность всех данных, записанных в ТТН, которые согласно настоящему порядку заполнения должны оформляться грузоотправителем, а также выдача груза к перевозке. Графы, в которых нет записей, прочеркиваются;
б) строке «Принял водитель-экспедитор» записываются фамилия, имя и отчество водителя-экспедитора, принявшего груз к перевозке. В этой же строке он своей подписью удостоверяет запись оттиска пломбы, количество мест, массу принятого к перевозке груза или номера принятых к перевозке контейнеров.
Прием грузов к перевозке от грузоотправителя удостоверяется подписью водителя-экспедитора во всех экземплярах ТТН.
24. В условиях, когда товарно-материальные ценности принимаются к перевозке лицом по доверенности грузополучателя, представитель, принимающий груз, должен расписаться за его получение в строке «Груз получил». При этом грузоотправитель указывает, кем выдана доверенность, номер и дату ее выдачи.
25. Сведения о проведении погрузочных работ у грузоотправителя заполняются лицом, ответственным за погрузку, в следующей последовательности.
В разделе «Погрузочно-разгрузочные операции» в строке «Погрузка» заполняются следующие данные:
в графе 15 «Способ» указывается способ погрузки (ручной, механизированный, наливом, из бункера, емкость ковша экскаватора);
в графах 17 и 18 «Дата и время прибытия» и «Дата и время убытия» записываются или проставляются штамп-часами число, месяц, год, часы и минуты прибытия автомобиля под погрузку и убытия после нее. Временем прибытия под погрузку считается время предъявления водителем путевого листа у въездных ворот или контрольно-пропускного пункта, либо лицу, ответственному за погрузку товара организации-грузоотправителя. Временем убытия автомобиля из-под погрузки считается время подписания и передачи ТТН водителю лицом, ответственным за отгрузку товара. Если в одной ездке груз отгружается по нескольким ТТН, то время прибытия под погрузку записывается в первой из них, время убытия из-под погрузки — в последней из них, а в остальных ТТН в соответствующих графах ставятся прочерки.
26. При оформлении нескольких ездок с грузом одной ТТН в графе 17 «Время прибытия под погрузку» записывается время прибытия автомобиля под погрузку в первом рейсе (ездке) для перевозки груза по данной ТТН, а в графе 18 — время убытия по последней ездке. Одновременно в графе 19 указывается суммарное время простоя автомобиля под погрузкой.
В строке «Транспортные услуги» перечисляются транспортные услуги, оказанные водителем при погрузке груза (упаковка, увязка груза, укрытие брезентом, информационные услуги), с указанием их количества.
Лицо, ответственное за проведение погрузочных работ у грузоотправителя, за правильность заполнения перечисленных реквизитов, расписывается в графе 20 «Подпись ответственного лица».
§ 2. Заполнение товарно-транспортной накладной в пути следования
27. Если в пути следования возникает необходимость в переадресовке груза либо составлении актов, относящихся к данной перевозке, записи об этом вносятся в строку «Переадресовка» или «Отметки о составленных актах» на всех трех находящихся у водителя экземплярах ТТН.
При переадресовке груза реквизиты в строках «Грузополучатель» и «Пункт разгрузки» зачеркиваются (так, чтобы их можно было прочитать) и в графе «Переадресовка» проставляются реквизиты нового грузополучателя, а также делается отметка о том, кем переадресован груз со ссылкой на адрес расположения. Все эти записи удостоверяются подписью водителя либо представителя перевозчика.
28. При составлении актов, относящихся к данной отправке, в графе «Отметки о составленных актах» записываются номер акта, дата его составления и о чем составлен акт (например: «О недостаче мест», «О нарушении пломбы» и т. д.).
29. В случае перегрузки груза в пути следования на другой автомобиль, в строках «Водитель», «Перевозчик» и «Автомобиль» прежние реквизиты зачеркиваются (так, чтобы их можно было прочитать) и проставляются новые данные об автомобиле и водителе, а также реквизиты перевозчика. Это исправление должно быть заверено подписью работника, руководившего перегрузкой. Наряду с этим факт передачи груза от одного водителя-экспедитора другому водителю-экспедитору удостоверяется актом установленной формы, о чем делается соответствующая отметка в строке «Отметки о составленных актах».
§ 3. Заполнение товарно-транспортной накладной у грузополучателя
30. После доставки груза грузополучателю водитель-экспедитор три экземпляра ТТН сдает представителю организации грузополучателя, ответственному за приемку груза, который обязан под копировальную бумагу в последовательности четвертый, третий, второй экземпляры заполнить соответствующие реквизиты транспортного раздела ТТН.
31. В разделе «Погрузочно-разгрузочные работы» в строке «Разгрузка» заполняются следующие реквизиты:
в графе 15 «Способ» записывается способ разгрузки (ручной, механизированный, сливом, самосвалом и т. д.);
в графах 17 и 18 записываются или проставляются штамп-часами число, месяц, часы и минуты прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания;
в графе 19 — время простоя автомобиля под разгрузкой.
Разгрузка считается оконченной после вручения водителю надлежащим образом оформленной ТТН.
32. В графе 20 «Подпись ответственного лица» представитель грузополучателя, ответственный за проведение разгрузочных работ, удостоверяет своей подписью правильность заполнения соответствующих строк, а также записи в строке «Транспортные услуги», в которой перечисляются транспортные услуги, оказанные водителем грузополучателю при разгрузке, с указанием количества по каждой услуге.
33. В транспортном разделе ТТН в строках, отражающих прием-передачу груза между водителем-экспедитором и материально-ответственным лицом, производящим прием (оприходование) товаров, указывается образец (или номер) оттиска пломбы, которой произведено опломбирование доставленного груза.
В случаях когда груз доставляется грузополучателю в контейнерах, фургонах, цистернах под пломбой, указывается общее количество мест груза или контейнеров (прописью), общая масса доставленного по данной ТТН груза в тоннах с точностью до 0,01 тонны (прописью).
В строке «Сдал водитель-экспедитор» водитель своей подписью удостоверяет сдачу груза грузополучателю.
В строке «Принял» записываются должность, фамилия, имя, отчество материально-ответственного лица, принявшего груз, подписью которого в той же строке и штампом предприятия-грузополучателя удостоверяется прием груза.
§ 4. Заполнение товарно-транспортной накладной перевозчиком
34. Третий и четвертый экземпляры ТТН, заверенные подписями и печатями грузоотправителя и грузополучателя, вместе с путевым листом водителем сдаются диспетчеру перевозчика.
35. В заголовочной части ТТН перевозчиком:
в строке «Вид перевозки» записывается наименование вида перевозки, учитывающего разновидность этих перевозок;
заполняется строка «Код заказчика (плательщика)».
36. В разделе «Сведения о грузе» в графах 11 и 12 записываются код и класс перевозимого груза.
37. В разделе «Прочие сведения»:
в графах 21, 22, 23, 24 и 25 записывается расстояние перевозки груза с разбивкой по группам дорог;
в графе 26 записывается код экспедирования груза;
в графах 27 и 28 записываются суммы, причитающиеся с заказчика транспорта водителю за оказанные транспортные услуги.
38. В разделах «Расчет стоимости» и «Таксировка» таксировщиком перевозчика производится расчет стоимости автотранспортных услуг и заработной платы водителю в соответствии с данными ТТН.
§ 5. Особенности заполнения товарно-транспортной накладной при междугородных и международных перевозках грузов автомобильным транспортом
39. При перевозке грузов в междугородном сообщении грузоотправитель выписывает ТТН формы № 2-тм в пяти экземплярах, где заполняет реквизиты заголовочной части на основании заявки или разового заказа на перевозку груза, и путевого листа формы № 4-м.
Дальнейшее заполнение ТТН формы № 2-тм производится в порядке, определенном для заполнения ТТН формы № 1-т.
40. При перевозке грузов в международном сообщении составляется договор перевозки между отправителем (владельцем груза) и перевозчиком в соответствии с условиями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), который подтверждается составлением международной ТТН формы СМR.
Накладная СМR является юридическим документом, подтверждающим наличие договора между сторонами, и заполняется следующим образом:
в графах 1 «Отправитель» и 2 «Получатель» записываются наименования и адреса соответственно отправителя и получателя груза;
в графе 3 указывается место разгрузки груза (страна и город);
в графе 4 записывается место (страна и город) и дата погрузки груза;
в графе 5 «Прилагаемые документы» записывается перечень документов, переданных перевозчику;
в графах с 6 по 12 заполняется полная характеристика груза: наименование, принятое обозначение характера груза и род его упаковки (в случае перевозки опасных грузов — их признанное обозначение), количество грузовых мест, их специальная маркировка и нумерация, вес груза, брутто или выраженное в других единицах измерения;
в графе 13 «Указания отправителя (таможенная и прочая обработка)», после того, как груз проверен, делается отметка о выпуске груза.
Ставится печать, записываются число, год, номер декларации и номер пломбы;
в графе 14 «Возврат» записываются причины возврата груза.
Груз по всем статьям, включая упаковку по качеству, должен соответствовать стандарту;
в графе 15 «Условия оплаты» указывается вид оплаты за перевозку.
Получатель несет все расходы и риски, возникающие при поставке товара;
в графе 16 «Перевозчик» заполняются реквизиты перевозчика, на подвижном составе которого производится перевозка груза;
графа 17 «Последующий перевозчик» заполняется в случае перегрузки груза в пути следования на другой автомобиль или на другой вид транспорта (морской, железнодорожный, воздушный);
в графе 18 «Оговорки и замечания перевозчика» (заполняется перевозчиком) записываются особенности перевозки груза;
в графе 19 «Подлежит оплате» производится расшифровка условий перевозки.
Указывается конкретно расчет стоимости за перевозки с учетом различных надбавок и скидок в национальной и конвертируемой валютах, конкретно оплата грузоотправителя и грузополучателя;
в графе 20 «Особые согласованные условия» записываются условия, которые предусмотрены в «Инкотермсе».
Например:
условия, предусматривающие то, что грузоотправитель должен заключить договор на перевозки, однако не несет риска потери или повреждения товаров и дополнительных расходов, связанных с событиями, возникающими после отгрузки или отправки товаров;
условия, согласно которым грузоотправитель обязан доставить товар до транспортных средств, указанных грузополучателем;
условия, согласно которым грузоотправитель несет все риски и затраты, связанные с доставкой груза в пункт назначения. В этой графе также оговариваются условия о мерах предосторожности по перевозке специфических грузов;
в графе 21 указываются место и дата составления накладной СМR;
в графе 22 записывается время (часы, минуты) прибытия автомобиля под погрузку и убытия после нее, которое заверяется подписью и штампом отправителя;
в графе 23 записываются номер и дата путевого листа, фамилия водителя, которые заверяются подписью и штампом перевозчика;
в графе 24 записывается дата и время (часы, минуты) прибытия автомобиля под разгрузку, которые заверяются подписью и штампом получателя;
в графах 25 и 26 записываются регистрационный номер, марка автомобиля – тягача и полуприцепа.
Накладная СМR составляется в трех экземплярах, подписывается отправителем и перевозчиком. Эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и перевозчика. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй — сопровождает груз, а третий остается у перевозчика.
§ 6. Обработка типовых форм товарно-транспортных накладных
41. Обработка ТТН может производиться двумя способами:
автоматизированным с применением компьютера;
ручным.
42. ТТН, подлежащие автоматизированной обработке на компьютере, проходят предварительную обработку, которая заключается в следующем:
кодирование информации — заполнение граф с указанием кода заказчика (плательщика);
обработка информации на компьютере — информация вводится в компьютер, обрабатывается по заданным программам, и результаты направляются работникам перевозчика для анализа.
Глава IV. Заполнение и обработка путевых листов для грузовых автомобилей перевозчиков
§ 1. Заполнение путевых листов

43. Заполнение реквизитов путевых листов является обязательным для всех перевозчиков, независимо от их организационно-правовых форм.
44. Ответственность за правильное заполнение путевых листов несут руководители перевозчиков, а также лица, отвечающие за эксплуатацию грузовых автомобилей и участвующие в заполнении документов.
45. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером или уполномоченным на то лицом перевозчика в следующей последовательности:
а) на лицевой части путевого листа под названием документа записывается дата его выдачи (число, месяц, год), которая должна соответствовать дате регистрации выданного путевого листа в диспетчерском журнале;
б) в строке «Режим работы» записывается код или наименование режима работы (работа в будние дни, командировка, суммированный учет рабочего времени, ежедневный учет рабочего времени, работа в выходные или праздничные дни, в день субботника, работа по графику или вне графика), в соответствии с которым производится начисление заработной платы водителю;
в) в строке «Колонна» записывается номер колонны, в составе которой числятся водитель и автомобиль, и служит для учета работы водителей и автомобилей по колоннам;
г) в строке «Автомобиль» записываются марка, государственный номер и тип автомобиля для автоматизированного учета его работы;
д) в строке «водитель» записываются фамилия, имя, отчество и класс водителя, работающего по данному путевому листу, в строке «Табельный номер» записывается номер, присвоенный водителю перевозчиком;
е) в строках «Прицеп» и «Полуприцеп» записываются марки, государственные номера прицепов и полуприцепов, выпускаемых на линию с автомобилем. Номера обменных прицепов и полуприцепов записываются по этим строкам в местах их перецепки;
ж) в строке «Сопровождающие лица» записываются фамилии и инициалы лиц, сопровождающих автомобиль для выполнения задания (грузчики, экспедиторы, стажеры);
з) в разделе «Работа водителя и автомобиля» в графах 2 и 3 записываются дата (число, месяц, год) и время (часы и минуты) выезда и возвращения автомобиля по графику.
и) в разделе «Задание водителю» в графе 15 «В чье распоряжение» на основании заявок заказчиков записывается наименование заказчика, в распоряжение которого должен прибыть автомобиль для выполнения задания.
к) в графе 16 «Время прибытия» записывается время (в часах и минутах) прибытия автомобиля к заказчику, согласно его заявке или графику работы автомобиля по условиям договора.
л) в графах 17 «Откуда взять груз» и 18 «Куда доставить груз» записываются адреса пунктов погрузки и разгрузки согласно заявкам заказчиков или по условиям договоров;
м) в графе 19 «Наименование груза» записывается наименование предъявляемого к перевозке груза на основании заявки заказчика, которое служит информацией водителю для соответствующей подготовки автомобиля (оснащения брезентом, веревками, крепежными приспособлениями);
н) в графе 20 «Количество ездок с грузом» на основании заявки или разового заказа записывается количество ездок с грузом, необходимое для выполнения задания;
о) в графе 21 «Расстояние» на основании таблиц расстояний, актов замера расстояний на месте или по карте курвиметром записывается расстояние в километрах между пунктами перевозки грузов. Реквизиты служат для информации водителю, контроля на линии, определения потребного количества горючего и других расчетов;
п) в графе 22 «Перевезти тонн» записывается количество груза, которое необходимо перевезти для заказчика.
Право изменения задания, указанного в разделе «Задание водителю», имеют только перевозчики. Лишь в исключительных случаях заказчик может по согласованию с перевозчиком изменить задание с соответствующей записью в строках «Особые отметки»;
р) на лицевой стороне путевого листа в строке «Выдать горючего» записывается прописью количество разрешенного к выдаче горючего, согласно заданию с учетом остатка предыдущего дня работы;
с) в строке «Подпись диспетчера» диспетчер своей подписью удостоверяет правильность заполнения реквизитов путевого листа и наличие у водителя водительского удостоверения.
46. Заполнение путевого листа до выезда из гаража производится в следующей последовательности:
а) в разделе «Движение горючего» в графах 7, 9 и в соответствующих строках заправщик, техник по горюче-смазочным материалам или уполномоченное на то лицо записывает количество выданного горючего (бензина по маркам, дизельного топлива, сжатого и сжиженного газа) и расписывается под этой записью;
б) на лицевой стороне врачом или уполномоченным на то лицом при осуществлении предрейсового медицинского осмотра подписью удостоверяется состояние здоровья водителя и возможность допуска его к управлению автомобилем;
в) в разделе «Работа водителя и автомобиля» в графе 5 «Показания спидометра» дежурный механик контрольно-пропускного пункта (КПП) записывает показание спидометра при выезде автомобиля на линию, в графе 6 «Время фактическое» штамп-часами проставляет фактическое время выезда из гаража. В случае неисправности или отсутствия штамп-часов, время записывается вручную в следующей последовательности: число, месяц, часы, минуты. Затем в разделе «Движение горючего» в графе 10 «Остаток при выезде» дежурный механик КПП записывает количество горючего, находящегося в баках автомобиля при выезде и правильность всех сделанных записей удостоверяет подписью в этой графе;
г) в строке «Подпись дежурного механика» дежурный механик КПП удостоверяет подписью передачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии и разрешение на выезд из гаража, а в строке «Подпись водителя» — водитель подписью удостоверяет принятие автомобиля в технически исправном состоянии и получение задания на работу.
47. Заполнение путевого листа на линии производится в следующей последовательности.
В разделе «Последовательность выполнения задания» формы № 4-с:
а) в графе 23 «№№ ездок» грузоотправитель записывает последовательно номера выполненных ездок;
б) в графе 24 «Номера приложенных товарно-транспортных накладных» грузоотправителем записываются все номера ТТН, относящихся к данной ездке;
в) в графе 25 «Время прибытия» проставляется время (часы и минуты) предъявления водителем путевого листа грузоотправителю у въездных ворот или на контрольно-пропускном пункте в пунктах погрузки или разгрузки (кроме станций железных дорог).
При отсутствии въездных ворот или контрольно-пропускного пункта указанная графа не заполняется, время прибытия в пункт погрузки или разгрузки проставляется в товарно-транспортной накладной;
г) в графе 26 «Подпись и печать грузоотправителя» грузоотправитель расписывается и ставит печать, подтверждая правильность заполненных им реквизитов путевого листа.
48. В разделе «Простои на линии» работник службы технической помощи или уполномоченное на то лицо в соответствующих графах 27, 28 и 29 записывает причину простоя, дату и время (число, месяц, год, часы и минуты) начала и окончания простоя и в графе 30 подтверждает их своей подписью и штампом.
49. В разделе «Особые отметки» записываются сведения, не предусмотренные формой путевого листа.
50. При возвращении автомобиля в гараж заполнение путевого листа производится в следующей последовательности:
а) в разделе «Работа водителя и автомобиля» дежурный механик КПП заполняет графу 5 «Показания спидометра» и в графе 6 записывает или проставляет штамп-часами фактическое время возвращения автомобиля в гараж (число, месяц, год, часы и минуты);
б) в разделе «Движение горючего» дежурный механик КПП заполняет графу 11 «Остаток при возврате» и расписывается под ней;
в) в строке «Сдал водитель» водитель подписью удостоверяет сдачу автомобиля дежурному механику КПП в технически исправном (неисправном) состоянии. Дежурный механик КПП в строке «Принял дежурный механик» подписью удостоверяет правильность заполнения граф 5 и 6 строки «Возвращение в гараж» раздела «Работа водителя и автомобиля» и прием автомобиля от водителя в технически исправном (неисправном) состоянии.
51. После сдачи водителем путевого листа диспетчер или уполномоченное на то лицо перевозчика заполняет документ в следующей последовательности:
а) в разделе «Работа водителя и автомобиля» в графе 4 «Нулевой пробег» по таблице расстояний записывает расстояние от гаража до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до гаража;
б) в разделе «Движение горючего» в графе 12 «Коэффициент изменения нормы» записывает один общий на весь день работы автомобиля коэффициент изменения нормы расхода горючего, связанного с работой автомобиля с повышенной нормой расхода горючего. В графе 13 «Время работы спецоборудования» и графе 14 «Время работы двигателя» на основании соответствующих записей в приложенных к путевому листу ТТН записывает соответственно время работы спецоборудования и дополнительное время работы двигателя в особых условиях эксплуатации (работа двигателя, вращающего погрузочно-разгрузочные механизмы). Эти реквизиты необходимы для определения дополнительной нормы расхода горючего. Правильность заполнения данных реквизитов диспетчер заверяет своей подписью под соответствующими графами;
в) в разделе «Последовательность выполнения задания» диспетчер в графе 23 записывает общее количество ездок, а в строке «ТТН в количестве» — общее количество сданных ТТН (прописью). За общее количество сданных и принятых ТТН на оборотной стороне путевого листа водитель расписывается в строке «Сдал водитель», а диспетчер — в строке «Принял диспетчер».
§ 2. Особенности заполнения путевых листов формы № 4-п и № 1(международная)
52. В путевом листе формы № 4-п в разделе «Задание водителю» в графе 15 «В чье распоряжение» на основании заявки заказчика или разового заказа диспетчером перевозчика записывается наименование и адрес заказчика, в распоряжение которого должен прибыть автомобиль для выполнения задания. В графах 16 и 17 — плановое время прибытия и убытия, в графе 18 — плановое количество часов работы и в графе 19 — количество ездок по плану.
53. Путевой лист формы № 4-п имеет отрывной талон заказчика, который является основанием для предъявления перевозчику счета на оплату транспортных услуг и прилагается к нему.
54. В отрывном талоне заказчик:
а) на основании предъявленного водителем путевого листа заполняет в соответствующих строках номер и дату выдачи путевого листа, наименование перевозчика, на подвижном составе которого производится перевозка грузов, марки и государственные номера прибывших автомобиля и прицепов;
б) в строке «Заказчик» записывает наименование организации, фамилию и инициалы должностного лица, ответственного за использование автомобиля;
в) в строке «Время» указывает время (часы и минуты) прибытия автомобиля к заказчику и убытия от него;
г) в строке «Показания спидометра» записывает показания спидометра при прибытии к заказчику и убытии от него;
д) в строке «Приложенные ТТН» вписывает номера ТТН, один экземпляр которых прилагается к путевому листу, и указывает их общее количество.
Приложенные ТТН к путевому листу автомобиля, выделенного для работы с оплатой по повременным тарифам, не являются основанием для изменения формы оплаты за работу автомобиля;
е) в строке «Количество ездок» проставляет общее количество выполненных ездок;
ж) в строке «Подпись и штамп заказчика» расписывается и ставит штамп, подтверждая правильность заполнения реквизитов соответствующих строк путевого листа.
55. В разделе «Выполнение задания» в строках 25, 26 и 27 заказчик записывает по каждой ездке количество перевезенного груза в тоннах, расстояние в километрах и удостоверяет эти записи своей подписью.
56. В путевом листе формы № 1 (международная) основная часть заполняется так же, как и в путевых листах форм № 4-с и № 4-м:
а) в разделе «Заполняется перевозчиком» в подразделе «Время простоя автомобиля» записывается дата (число, месяц, год) и фактическое время (часы и минуты) простоя под погрузкой, разгрузкой, остановок для отдыха, по технической неисправности автомобиля или по другим причинам на соответствующих узбекской и иностранной территориях в прямом и обратном направлениях;
б) в подразделе «Часы» записывается в соответствующих графах фактическое время в наряде, в движении, в простое (всего и в том числе по технической неисправности);
в) в подразделе «Пробег, км» в соответствующих графах записывается фактический пробег автомобиля в километрах всего и в том числе с грузом (всего и в том числе по иностранной территории);
г) в подразделе «Перевезено тонн» записывается в соответствующих графах фактически перевезенное количество тонн — всего и в том числе по иностранной территории;
д) в подразделе «Сделано ткм» в соответствующих графах записывается фактически сделанное количество тонно-километров — всего и в том числе по иностранной территории;
е) в подразделе «Топливо» записываются в соответствующих графах шифр и фактическое количество полученного топлива (дизельное, бензин, масло) на территории Республики Узбекистан и методы расчетов (ДКВ, Минод, Петродекс, ГВ и за наличный расчет) на иностранной территории.
В соответствующих графах записываются остаток топлива и масла при выезде, остаток при возвращении, фактический расход, расход по норме, экономия (+) или перерасход (–).
57. В подразделе «Расчет заработной платы» записываются в соответствующих графах виды работ и их оплата.
§ 3. Обработка путевых листов
58. Обработка путевых листов может производиться двумя способами:
1) автоматизированным с применением компьютера;
2) ручным.
Путевые листы, подлежащие автоматизированной обработке на компьютере, проходят предварительную обработку, которая заключается в кодировании информации (заполнении граф).
59. При автоматизированной обработке путевых листов данные машинограмм, полученных с компьютера, могут не переноситься на бланки путевых листов.
При этом машинограмма должна содержать показатели, соответствующие утвержденному разделу «Результаты работы автомобиля и прицепов».
60. В разделе «Результаты работы автомобиля и прицепов» расход горючего определяется по общему пробегу и выполненным тонно-километрам автомобиля за день (смену) его работы.
При подведении итогов работы в путевом листе указываются наряду с фактическими расходами горючего расходы по нормам, утвержденным для отдельных марок автомобилей.
61. Время в наряде (в часах) определяется с момента выезда автомобиля из гаража до его возвращения в гараж, за вычетом времени на обед и отдых водителя. Однодневные простои из-за бездорожья, технических неисправностей и т. п. из часов в наряде исключаются.
62. Время в движении составляет разницу между временем в наряде и временем в простоях. Время в простоях определяется путем суммирования времени простоев под погрузкой и разгрузкой, времени простоев, вызванных техническими неисправностями автомобиля в пути, заменой резины, непроезжим состоянием дорог и др.
63. Простои под погрузкой и разгрузкой определяются по записям о простоях, указанных в ТТН. Простои по техническим неисправностям и прочим причинам определяются по записям в разделе путевого листа «Простои на линии».
Итоги по простоям даются отдельно: по простоям под погрузкой и разгрузкой, по сверхнормативным простоям и по простоям, вызванным техническими неисправностями.
64. Число ездок с грузом определяется путем подсчета всех ездок с грузом между начальными пунктами погрузки и конечными пунктами разгрузки. При наличии заездов, последние определяются по записям, указанным в ТТН.
65. Пробег автомобиля с грузом равняется сумме расстояний по всем ездкам с грузом, указанным в ТТН.
66. Пробег автомобиля без груза составляет разницу между общим пробегом и пробегом с грузом.
67. Общий пробег автомобиля должен соответствовать разнице между показаниями спидометра при выезде из гаража и при возвращении в гараж.
68. Общее количество перевезенного автомобилем груза определяется по ТТН путем подсчета количества груза, доставленного в пункты назначения.
69. Тонно-километры определяются путем умножения количества (массы) перевезенного груза по каждой ездке (заезду) на расстояние каждой ездки (заезда) между пунктами погрузки и разгрузки.
Общее количество тонно-километров, сделанных грузовым автомобилем за день (смену), будет равно сумме тонно-километров по всем ездкам (заездам) с грузом.
70. Заработная плата водителю указывается на основании данных, отраженных в «Таксировке» всех приложенных к путевому листу ТТН.
Глава V. Заключительное положение

71. Настоящая Инструкция согласована с Министерством финансов Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике и Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции.
Министр финансов М. НУРМУРАТОВ
г. Ташкент,
1 июня 2004 г.
Председатель Государственного комитета по статистике Г. КУДРАТОВ
г. Ташкент,
1 июня 2004 г.
Председатель Государственного комитета по демонополизации и развитию конкуренции Д. САЙФИДДИНОВ
г. Ташкент,

1 июня 2004 г. 

С приложениями «Об утверждении инструкции по изготовлению, учету, заполнению и обработке путевых листов, товарно-транспортных накладных для грузовых автомобилей перевозчиков» вы можете ознакомиться открыв файл приложенный ниже.

 Открыть файл